Стили бонсай: фото, описание форм и их классификация

Стили и формы

Прямостоящая форма (Теккан)

Ввиду своих максимально простых и четко очерченных линий данная форма является первостепенной и важной для каждого без исключения ценителя бонсай, особенно если он начинающий. Она охарактеризовывается прямолинейным стволом конусной формы, толстой корневой системой, распространенной органично в каждую из сторон. Нижняя часть ствола примерно 30% от земли не содержит ветвей, их размер уменьшается к вершине. Данное стилевое решение допустимо для всех деревьев, встречаемых в природе. Большинство иных сложных стилей разработаны на основе именно этого форм фактора.

Деревья, взращенных в стиле «Теккан» выделяются следующими признаками:

  1. конусный прямолинейный ствол, сужающийся к вершине;
  2. массивные корни;
  3. широкие ветви, прогнувшиеся к плоскости земли;
  4. верхушка имеет конический форм-фактор.

Ствол бонсай стилевого решения тёккан разделен на 3 равномерные части.
На нижней части ветви отсутствуют полностью, ввиду чего можно наблюдать кору, ствол и корни, приближенные к поверхности.

Примерно в середине нашли свое место 3 основные ветви. Первая из которых произрастает вправо, в свою очередь вторая — влево, третья направлена на взор смотрящего. Именно данная ветвь №3, придает бонсаю эффект глубинности пространства. Эта ветвь обязана быть максимально разветвленной. Ветви, находящиеся по бокам — развернуты в сторону смотрящего, но при этом контур самого ствола из виду не пропадает. Они произрастают в горизонтальной плоскости.
Стволовая часть расположенная выше занята последующими 3-мя менее пушистыми ветвями, поднимающимися вверх и создающими крону из листьев дерева.
Ветки бонсай симметрией отличаться не должны, верхние ветки согласно стилю, короче нижних и менее массивные. Ствол обязан иметь сбежистую форму, говоря проще у основания он толстый на вершине узкий. Органичный стиль теккан подходит для большинства пород хвойной породы (ель, сосна).

Сякан – склоненный ствол

Стилевое оформление, весьма распространенное в бонсай. Дерево взращивается с склоненным стволом, при этом он может быть толстым, также встречаются и узкие стволы, ветви произрастают в 2 стороны. Если позволяет ситуация корни обязаны остаться на виду, чтобы у смотрящего формировалось понимание, будто ствол выворочено из почвы порывом ветра. В данном стилевом решении можно взращивать деревья в независимости от вида.
Нижняя ветвь в данном примере произрастет в сторону к общему стволовому уклону.

Все ветви выгнуты, верхушка склонена по направлению вперед. Бонсай высаживают в продолговатую емкость, чтобы древесная масса размещалась над 50% высоты контейнера. Если емкость круглая — растение сажают в центре.

Стили бонсай: фото, описание форм и их классификация


С одного бока корни поверхностного расположения развиты, что создает впечатление прочности, а с другой, корни скрыты в глубине земли.
В природной среде такого рода растения можно повстречать на участках, на которые редко проникает солнечный свет.

Кенгай — каскад

Форм-фактор деревьев, растущих каскадом в природе можно повстречать на всевозможных обрывах. Такие деревья в естественной среде глубоко укорены в горные породы и растут по направлению к плоскости земли, свисая со скал. Ствол такового дерева чрезмерно склонен к емкости в которой произрастает бонсай. Емкость обязана быть высокой, верх дерева опускается даже ниже самого контейнера. Для воплощения данного стилевого замысла подбирают растения пластичные от природы, например, можжевельник.

Крона располагается ниже верхней грани емкости. Это трудоемкий для воплощения стиль, так как все растения в независимости от вида стремится наверх. Иногда вместо ствола каскадом склоняется одна из ветвей.
Для посадки бонсая «каскад» берут глубокие емкости. Стиль «каскад» неплохо совместим с соснами, пиракантами. Не совместим с деревьями с толстыми, не гибкими стволами.

Банкан

В данном стилевом решении ствол скручивается в узел в низу ствольной стрелы. Для данного стиля прекрасно подойдет фикус. Формирование следует начать до начала становления кроны, чтобы сам ствол не переломился. При последующем росте часть ствола, завязанная в узел, утащиться и с течением времени совместятся.

Стиль Банкан является своего рода подстиль моёги (прямой но неравномерно растущий ствол).
Сама структура ствола изгибается от времени и носит наименование банкан, что в переводе означает «кольца змеи».
Все порядки, касающиеся формирования ветвей и прочих пропорций сопоставимы с принципами, применяемыми в тёккан.

Полукаскад —производное стилевое решение от кенгай. В природной среде деревья, сформированные полу каскадом встречаются вдоль речных берегов.

Полукаскадная крона припускается ниже грани емкости, в которой высажено деревце. В стиле хан-кенгай оно произрастает практически горизонтально, деревце вытягивается прямо вверх, после чего склоняется в определённую автором сторону причем довольно резко. Три основополагающие ветви имеют существенные различия, если вы на бонсай смотрите с оборотной грани каскада.
Чтобы взрастить деревце-бонсай согласно данному стилю вам необходима емкость довольно внушительных размеров, он в конце концов подчеркивает характерные аспекты данного стилевого решения. Для того чтобы конструктив предавал устойчивости композиции, относительно небольшую часть верхушки перенаправляют в противоположную сторону от ствола.

Стили бонсай: фото, описание форм и их классификация


«Полукаскад» отлично подходит для взращивания всех видов деревьев, за исключением массивных, и практически не гнущихся.

Стиль Бундзинги

Очень нехарактерный стиль с часто встречающимися оборотами и несколько склоненный к земной плоскости. В качестве основы формирования исходного материала, применяют деревья с густыми ветвями, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Основополагающее условие — верхушка молодого побега произрастает на старом древесном стволе. Данная форма является для дерева природно-естественной. Для взращивания бонсая такого форм-фактора подойдет кедр.

Элитарный стиль — обособленный тип рисования, который используют художники родом из Японии, рисуя на холстах деревья, которых в естественной среде не встретить.

Нехарактерные стандартным канонам формы деревьев, выполненных в данном стиле распространяли представители течения «Южная Сун», в этой связи эта школа стала иметь наименование «живопись ученых». В XVIII в представители течении заинтересовались бонсай. Ввиду чего для деревьев данной школы характерны весьма необычные типа размеры стволов с относительно малым числом ветвей.

[note]Стилевая особенность — изогнутый ствол, с отсутствием даже небольших веток. Крона находит себе место исключительно в верху. Изюминка данного стилевого решения — его неповторимость. Вид дерева напрямую зависит от фантазии художника бонсаиста.[/note]

Бунжин-стиль не располагает сводом четких и неоспоримых правил, плюс ко всему, акцент автор формирует на высоком, но при этом весьма тонком и значительно скривленном древесном стволе. Для бонсай этой стилевой композиции потребуется емкость специфического форм-фактора: круглый, с гранями, которые находятся вверху.
В природе искривлённые деревья повстречать не так просто, когда ввиду того, что света очень и очень мало у них отмирают все ветки внизу, а ствол хилеет и гнется. Литературное стилевое решение подходит для воплощения бонсая через сосны.

Стиль Хокидати

Это еще один стиль в котором деревья выращиваются согласно природному принципу – прямостоящими. Деревья по типажу походят на обычный веер, установленный на своего рода постамент. Ветви, как равно и корни расходятся по всем сторонам света. Если наблюдать дерево в состоянии, когда листва отсутствует, крона металлообразного бонсай выглядят весьма изящно, напоминая отточенный графический рисунок. За основу воплощения такого деревца подойдет клен или вяз. Не советуем применять такую породу как береза.

Ствол устремлен в вертикальной плоскости, но при этом не сильно, и все имеющиеся на кроне ветви выходят из одного места. Крона плотная имеет сферический форм-фактор чем то отдаленно напоминают метлу. Ввиду наличия многочисленных веток относительно небольшой величины деревце располагает весьма эффектным образом, даже в то время когда на нем отсутствует листва.
Хокидати-стиль приемлем деревьев лиственных пород , дзельква и граб придутся очень кстати.
Сабамики — оголенная площадь ствола с малым количеством лист. Ствол с трещинами.

Сяримики

Ствол окорён по типу отмирающего с течением лет дуба. В природной среде можно лицезреть подобное дерево, если в него совсем недавно попал молниевый заряд, ввиду чего оно частично обгорело, при этом другой сегмент остается живым. Данное стилевое решение весьма непросто в воплощении, нужно каким-то не естественным образом частично умертвить дерево, таким образом, чтобы оно продолжало радовать глаз. Для воплощения стиля подойдут любые породы деревьев, имеющие класс долгожителей (дуб).
Сярими прекрасно совместим с можжевельником, так как у данной древесной породы произрастающей на склонах, огромные части ствола находятся под атакой солнечных лучей, ввиду чего являются отбеленными.
Сегменты мертвого дерева в культуре бонсай имеют серьезное значение и являются своего рода главным аспектом композиции. Омертвевшие стволовые участки в культуре именуют «сяри», а не живые и безлиственные ветки — «джины». Данные структуры воссоздаются искусственным образом путем отрезания сегментов коры и отбеливания их составами на основе химических реагентов. В той области ствола, где кора срезана, сокодвижение не происходит. Следует помнить, что оставшиеся части дерева будет жить за счет живых областей.

Фукинагаси

Наименование этой формы после перевода в каких-либо пояснений не требует. Прекрасные по композиции наглядные примеры можно лицезреть по берегам морей, где дуновенья ветра идут в одну сторону. Бонсай выращивают так, что ствол и ветви размещены в одну сторону света. Ввиду чего создается иллюзия , что дерево обвевается порывами ветра. В качестве основы рекомендуем взять березу.
Согнутый ветром ствол. Бонсай выполненный в этом стилевом воплощении имеет вид дерева склоненного под сильнейшим порывом ветра строго в одно направление. Все ветви произрастают согласно этому принципу — в едином направлении. Один бок деревца бонсай может оставаться без листвы.

Неагари – дерево стоит на корнях

Корни проступают через пласт почвы, что придает деревцу бонсай эксклюзивный вид. Для данного стиля прекрасно подходят воздушная корневая система, к примеру: фикус подойдут различные виды, неплохим вариантом является бенгальский. Фикусы за короткий временной промежуток образуют воздушную корневую систему, корни которой переплетаются и образуют весьма затейливые сюжеты.
Ствол располагался на выступающем камне, корни дерева его оплетают. Данный бонсай стиль приближен к естественным ландшафтным мотивам.

В стилевом приеме иси-дзуки бонсай произрастает из трещин в скальных породах. В основании композиции заложенная морская галька, либо обычный гравий, что касается самого бонсай, то он произрастает сверху, из одной или нескольких расщелин. Каменная плита должна располагать отверстием, которое предварительно наполняют грунтом, и в эту область собственно и помещают сам бонсай. Субстрата или грунтовый наполнитель формируют из глины и торфяной смеси.

Бонсай неагари нуждается в регулярном проливе, так как земли очень небольшое количество, и она мгновенно высыхает.

Камень размещают в блюдце с водой относительно небольшой глубины. Подходят для стиля неагари растения с выразительной и массивной корневой системой.

Оцените статью
Пошаговое руководство о развитии бонсая
Добавить комментарий